design online JournaL
Главная » 2011 Январь 12 » Третьяковская галерея. Владимир Ильющенко.
17:01 Третьяковская галерея. Владимир Ильющенко. | |||||||||||||||||||||||||
Выставка графического наследия Владимира Ильющенко в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, 10 – дань памяти ушедшему художнику. Камерная ретроспектива охватывает все значимые периоды творчества неординарного мастера поколения рубежа 1960–1970-х. Среди двух десятков работ из коллекции музея и собрания семьи художника – уникальные цветные офорты-монопринты, натурные рисунки из Поленово и его окрестностей, акварели 80-х и абстрактные работы позднего периода "нулевых". Владимир Иванович Ильющенко родился в 1936 году на востоке Украины в поселке Константиновка в семье потомственных столяров-краснодеревщиков. Его первые художественные впечатления связаны с цветными фантастическими птицами на белой стенке печи, которые каждый год наводила бабушка. В четырнадцать лет с легкостью поступил в Днепропетровское художественное училище. Профессиональное становление Владимира Ильющенко пришлось на эпоху важных перемен в отечественном искусстве: учеба в столичном Суриковском институте на курсе Александра Дейнеки (1958–1964) совпала с периодом "хрущевской оттепели". Эти годы стали для него, как и для многих других, временем открытия европейского модернизма (Сезанн, Матисс, Брак, Моранди) и русского авангарда (Малевич), а также увлечения древнерусским искусством. В Вологде. 1986 В.Ильющенко – человек из плеяды мастеров конца шестидесятых – семидесятых, когда сдавал свои позиции социалистический реализм и стало возможным разнообразие авторских стилистических манер. Этому поколению принадлежат Лион и Злотников, Янкилевский и Турецкий, Кудряшов и Немухин, Дик и Колтунов, Жилинская и многие другие. Сам художник определял свой стиль как "супрематический реализм". В его творчестве важное место занимают беспредметные произведения, но одновременно В.Ильющенко неразрывно связан с натурой. В его работах, даже беспредметных, нет сухости и ощущения схематизма – в них свежесть образа, живое дыхание непосредственно увиденного и человеческие эмоции. Новая улица во Владивостоке. Серия "Владивосток". 1987 Огромное место в его художественном сознании занимает переживание природы – нюансов ее состояния, ее красок, света, теней и солнечных пятен. Именно в пейзажах раскрылся его дар колориста. На пейзажных работах с чередованием плоскостей света и тени легко понять, как шел процесс обобщения цветовых пятен и выстраивания их в стройную систему пространственных планов. Решение важнейшей для этого художника проблемы – построения цветом предметно-пространственных соотношений – неожиданно сближает камерный жанр натюрморта с пространственностью городских пейзажей. Небольшие композиции из нескольких сосудов обретают порой монументальность крупных архитектурных сооружений. Крым. Строения. 1983 В.Ильющенко – не художник отдельных шедевров, но мастер, чье творчество ценно своей цельностью и последовательностью. Оно не основывается исключительно на впечатлениях, а подчинено работе мысли, постановке пластических задач и их решению. Отсюда – аскетизм в выборе мотивов. Их кажущееся однообразие искупается богатством и разнообразием разработки цвета, композиции пятен, моделировки пространства. Таков мотив сидящего человека, довольно полно представленный на выставке. Несмотря на авторское определение, это не совсем портреты. Индивидуальное начало, делающее изображение портретом, возникает в них не из достоверной фиксации облика, а рождается из нюансов движения кисти, характера линий, тонкости цветовой гаммы. Поленов. Из серии «Лето в доме Поленова». Дверь в портретную. 1972 Зная о колористической одаренности Владимира Ильющенко и об особой любви к цвету, интересно рассматривать сделанные его рукой черно-белые изображения. На выставке представлены небольшие карандашные рисунки интерьеров, в основном комнат знаменитого дома Поленовых. В сопоставлении с крупными декоративными работами они дают представление о широте художественного диапазона мастера. Творчество Ильющенко, включающее беспредметность как конечный эпизод пластической эволюции искусства ХХ века, содержит в себе современное переживание вековых традиций мировой культуры. Человек в красном. 1977. Работы художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, музеях и частных собраниях России, Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландов, США, Франции. Супрематический портрет II. 1988. *** Прикрепления: | |||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |