Вторник, 15.10.2024, 19:18 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Главная » 2012 » Май » 30 » Техническое задание (Бриф) — Доходчивость и яркость формулировок для привлечения престижной клиентуры
21:43
Техническое задание (Бриф) — Доходчивость и яркость формулировок для привлечения престижной клиентуры

Техническое задание (Бриф) — Доходчивость и яркость формулировок для привлечения престижной клиентуры

Интересный проект, за который приятно взяться, начинается с толково изложенного техзадания, причём, это касается как дизайнера, так и его клиента. Для первого эта веха — показатель уровня его заказчика, а для второго — гарантия высшего качества будущей продукции и профессионализма исполнителя.

В заглавие статьи я вынес фразу «Доходчивость формулировок для привлечения престижной клиентуры». Что за этим кроется?

jcnhjeirj.narod.ru/roller_start.html - дизайн проектирование в Самаре

Любой дизайнер, будь то специалист по оформлению веб-, печатной продукции, упаковки или атрибутики торговых марок, стремится к сотрудничеству с хорошими заказчиками. А какой же заказчик «хороший»? С громким именем? С большим бюджетом? С интересным и сложным проектом? Конечно, всё это, плюс ещё много чего.

Какую цель вы должны себе ставить? Суметь привлечь хорошего клиента.

Как этой цели достичь? С нашей помощью, начав с азов — с ярких формулировок.

Почему начинать нужно с ярких формулировок? Потому что, умело подобрав слова, вы сможете выведать у клиента, насколько он опытен, вникает ли он во все тонкости своего дела, легко ли сбить его с толку, прочно ли его положение на рынке, готов ли он рассмотреть ваши полезные рекомендации, и массу прочих важных сведений.

Немного теории: что такое техзадание


Техническое задание — это документ с описанием всех аспектов, которые необходимо учитывать, приступая к разработке проекта. Он нужен как клиенту, так и дизайнеру: первый может чётко изложить в нём свои требования к будущему ресурсу, второй же таким образом собирает данные о самом заказчике, о его запросах и пожеланиях.

Работа по техзаданию служит признаком профессионализма в любой отрасли. В сфере дизайна — особенно, здесь чёткость постановки задачи обеспечит более высокое качество исполнения и соответствие потребностям клиента, сэкономит вам время, которое не придётся терять на повторное выяснение одних и тех же вопросов, а также на поиски вечно недостающей информации. Оно должно содержать точные указания и вдохновлять вас на творчество. Указания должны чётко оговаривать, что вы можете делать в рамках проекта и что — нет, сроки его реализации и т. д. Творческая же часть предполагает общее описание сферы деятельности заказчика, его компании и степени вашего участия в её работе на это время.

Дизайнер сможет выделить главное и грамотно составить предложение с учётом этих нюансов. А попутно разберётся, действительно ли он имеет дело с потенциальным клиентом или тот вовсе не собирается всерьёз оформлять заказ.

О чём спрашивать


Наличие техзадания позволяет вам получить сведения, необходимые для разработки проекта. Без них вам не обойтись, так что, добывать их, всё равно, придётся. Так или иначе.

Предпочитаете бесконечные беседы с глазу на глаз или обмен тысячами писем по электронной почте ради мизерной отдачи в виде крупицы полезных сведений?

А вам не кажется, что лучше составить список хорошо продуманных вопросов и получать на них внятные ответы?


Бланк опросника клиент может спокойно заполнить на досуге, а у вас под рукой всегда будет сводка нужных данных.

Чем полнее информация, тем вероятнее успех решения вами поставленной задачи.

Давайте попробуем составить качественный образец опросника, служащего основой техзадания после заполнения его клиентом.

ЧАСТЬ 1: Общие сведения

Документ с описанием концепции и целей работы компании, как правило, весьма интересен для изучения и полезен для ознакомления со сферой деятельности предприятия, с задачами, которые оно решает в её процессе, с методами его работы, с услугами, которые оно предлагает потребителю. Это ценные сведения, дающие пищу для размышлений.

Название, сфера деятельности, координаты компании

Сначала хорошо бы выяснить эти детали. Ещё лучше установить связь с человеком, ответственным за предоставление дальнейших сведений, материалов и обмен информацией. В интересах дела, для успешной реализации проекта такой человек должен быть всего ОДИН. Внезапная замена его другим лицом может привести к потере сведений, времени и денег.

В чём состоит концепция деятельности вашей компании?

Клиент может описать деятельность компании сколь угодно подробно, чтобы дать вам представление о сути её производственного процесса.

В чём заключается долгосрочная стратегия компании?

Новичок ли это, делающий первые шаги на рынке, или компания с солидным опытом, без стратегии развития никому не обойтись. Поделившись этими сведениями, фирма-заказчик сможет установить с вами доверительные отношения.

Какие характеристики подошли бы для описания деятельности вашей фирмы?

Старайтесь отсеивать избитые фразы вроде «прочно устоявшаяся на рынке», «высокопрофессиональная» и т. п. А из оставшихся рациональных зёрен выкладывайте мозаичный портрет заказчика.

Есть ли поучительные моменты в вашем прошлом — как хорошие, так и плохие?

Вопрос, проливающий свет на имидж компании.

Кто ваши основные конкуренты?

Действительно, ключевой вопрос. Сравнительный анализ необходим для оценки рыночной ситуации, в которой клиент хочет усилить своё сетевое присутствие или даже начать собственное дело. Спрашивать клиента о его конкурентах нужно потому, что никто лучше него их не знает.

Он должен суметь сопоставить собственные достоинства и недостатки с их. Это поможет вам лучше понять, как продвигать данную компанию.

Есть ли у вас уже свои фирменные цвета, корпоративный веб-сайт или другие информационные ресурсы?

Имеются в виду как прежние, так и ныне действующие проекты в области информационного обеспечения деятельности компании, например, исследования рынка, рекламные кампании, целенаправленная почтовая рассылка материалов, образцы графики, акции рекламного отдела, брошюры, сводка данных о компании в виде её профиля и т. д. Знакомство с этими маркетинговыми разработками помогает вам составить представление о клиенте, о его предпочтениях, выраженных в одобрении им работ ваших предшественников.

Не вздумайте возомнить, будто вы знаете отрасль вашего заказчика! В любой из них есть своя специфика, свои особенности и сложившиеся представления о качестве, которого будут ждать и от вас. Лучше всего прислушиваться к пожеланиям клиента и создавать ему такой образ, какой он хочет.

ЧАСТЬ 2: Указания по реализации проекта

В чём предназначение данного проекта?

Пусть вкратце опишет те цели, которых он стремится достичь.

Кто является потребителем вашей продукции?

Клиенту нужно перечислить наиболее значимые социальные группы, составляющие его целевую аудиторию. Дизайнеру нужна полная информация о её демографическом, возрастном, гендерном составе, о её доходах, привычках, стиле жизни и т. д., чтобы создаваемая им продукция отвечала её запросам.

Разработку каких элементов оформления предполагает ваш проект?

Вашему клиенту нужен логотип, или он хочет обновить его, освежив тем самым облик ресурса компании? Может, он готовит презентацию и ищет материалы «семейной» тематики для семинара, или же ему нужна брошюра, или новый веб-сайт. Что бы ни было нужно ему, ВАМ нужно чёткое описание заказа. Вы — не телепат, поэтому клиенту следует перечислить все свои требования и условия, чтобы вы могли оценить фронт работ и расставить приоритеты с учётом обозначенных им целей и сроков, то есть, обслужить его по высшему разряду.

Обозначьте технические условия, которым должен отвечать конечный продукт (если вы их знаете)

Точные технические параметры конечного продукта знать очень важно. Они включают размер, степень разрешения, свойства файлов.

Каким вы видите эмоциональный посыл и настроение вашего ресурса?

Клиент должен постараться словесно выразить то, что он стремится внушить своей аудитории — настроение, мысли, образы.

Лучшее решение в данном случае — предоставление наглядных примеров в виде ссылок на все те материалы, которые он считает показательными или успешно доносящими его идеи, или которые ему нравятся. Это не образцы для подражания, и их влияние на вашу работу должно ограничиться помощью в понимании запросов клиента. Он ведь заплатит вам за ваше собственное мастерство, умения и способности. Ваша задача — максимально учесть его потребности.

На отказе от использования каких элементов вы категорически настаиваете?

Пусть опишет стиль, неприемлемый для него, цвета или концепции, которых он предпочитает избегать.

Каким вам видится конечный продукт?

Какое место отводится данному проекту в его бизнес-плане? Насколько он значим? На достижение каких целей он рассчитан?

Каков бюджет проекта?

Так вы оба сэкономите время. Вам, действительно, нужно знать приблизительный размер его бюджета, и на оплату чего он пойдёт. Только ли на оплату ваших услуг, или ещё на что-то, например, на печать готовых материалов, хостинг и т. д.?

Вам эти сведения нужны для составления обоснованного предложения по проекту.

Каков срок реализации проекта?

Важно выделить на реализацию проекта достаточно времени. Трезво оценить ваши собственные возможности не менее важно, поскольку от этого будут зависеть ваши отношения с клиентом. Однозначно нельзя давать пустые обещания, лишь бы ему угодить. Ведь так его можно здорово подвести. Профессионализм подразумевает также умение рассчитывать ваши трудовременные затраты на реализацию проекта.

Учитывайте следующие аспекты работы:

* Консультативный (исследование рынка, выбор методики, разработка ТЗ)
* Творческий (разработка концепции и эскиза)
* Производственный (выполнение оформительских работ, печать и прочее)
* Приёмка изделия заказчиком

Каждому этапу нужно уделить достаточно времени. Объясните это вашему клиенту и заверьте его, что он сможет участвовать в процессе на каждом из них, то есть, видеть, как продвигается дело.

Экономия времени


Составление оптимального ТЗ на основе опросника, заполненного клиентом, позволит вам сэкономить массу времени, которое иначе ушло бы у вас с ним на расспросы и обсуждения.

Конечно, опросник не заменит вам общение с ним напрямую. Он — лишь вспомогательное средство, сводка данных, которой вы будете пользоваться во время беседы при личной встрече. Он не даст вам ничего упустить из вида, избавит от необходимости перезванивать заказчику повторно, сбережёт ваше и его время.

Более того, держа его под рукой, вы сможете на ходу планировать ваши действия, внимательно сверяясь с деталями, обмениваясь этими сведениями с помощниками.

Разные опросники на каждый случай


Любой опросник несёт на себе отчётливый авторский отпечаток, ведь все мы собираем данные по-разному, исходя из личных предпочтений.

Кроме того, предложенные мной вопросы рассчитаны на дизайнера общей специализации, а техзадание следует составлять с учётом типа проекта. Каждый конкретный проект потребует дополнительных пояснений.

Например, при заказе на разработку эскиза логотипа важность приобретает пункт о способах его воспроизведения в дальнейшем. В каком виде (то есть, монохромно, многоцветно, посредством офсетной печати, на цифровых ресурсах, в вышивке и т. д.)? Где (то есть, в веб-рекламе, на щитах и т. д.)?

Веб-дизайнера волнуют специфические вопросы соответствия его продукции техническим параметрам (объёму траффика, пропускной способности, условиям хостинга и т. д.), требованиям к графической части (по количеству страниц, по частоте обновления контента, по наличию функции рассылки бюллетеней) и стандартам практичности.

Скользкий вопрос о размере бюджета


Один из наиболее сложных и спорных вопросов среди приведённых выше — вопрос о бюджете проекта.

В комментарии к нашумевшей публикации Дейвида Эйри (David Airey) «Как составлять техзадание на разработку дизайн-проекта?» («How do you write a design brief?») мы читаем:
Я особо подчёркиваю в разговоре с клиентом тот факт, что он платит мне за проявленное мной умение, а не за потраченное время. Это помогает ему понять, что наиболее ценно в нашей работе.

Другой коллега-дизайнер пишет:
Клиент: Платите меньше — получайте больше. Слыхали такую присказку? Если вы ЗНАЕТЕ, чего от вас ждут, и у вас достаточно опыта, то вы и бюджет сможете прикинуть.Дизайнер: Зная бюджет, можно рассчитать ТРУДОЁМКОСТЬ проекта и подобрать нужных исполнителей. Поручив его реализацию «новичку», а в смете обозначив «ставку босса», вы вряд ли добьётесь толка, имея дело с опытным и сведущим в данном вопросе клиентом.


Сумма, выделенная на реализацию проекта, непременно должна быть вам известна, потому что в неё, помимо стоимости ваших услуг, могут входить и затраты на изготовление конечного продукта! А значит, вам придётся выбирать цветовое оформление, тип бумаги и спецэффекты, например, метод высокой печати или фигурную обрезку, с учётом суммы, заложенной в бюджет.

Многоцветная печать полиграфической продукции, особая бумага или специальные оформительские эффекты, высокая печать и фигурная обрезка стоят денег. Если общий бюджет включает и затраты на изготовление конечного продукта, то ваши решения по применению технических средств повлияют также на размер вашего гонорара. То же касается сопутствующих реализации проекта услуг, например, оплаты хостинга, использования баз данных, покупки лицензий, стоковых фотографий, редких шрифтов. Привлечение дополнительных людских или материальных ресурсов каждый раз будет означать новые расходы.

Составляя предложение по реализации проекта и подписывая контракт с заказчиком, вам нужно быть внимательным ко всем этим деталям, чтобы ваша смета устроила вас обоих.

Это, опять же, не означает, что, зная размер бюджета, вы в погоне за прибылью можете идти на крайние меры по сокращению расходов. Качество вашей работы не должно пострадать, поскольку по нему судят о ваших способностях при их оценке.

Планирование бюджета подтверждает надёжность клиента и развеивает ваши опасения относительно его желания заполучить супер-портал с новейшими функциями по цене одностраничного стандартного веб-сайта.

Это вполне реально, и ваша уступчивость вовсе не означает, что вы не годитесь для такой работы. Просто вам нужно научиться совмещать качество работы с доступностью расценок на неё. К этому вам следует стремиться: всегда выполнять работу хорошо, укладываясь в согласованный бюджет. Это требует опыта, полной творческой отдачи делу, гибкости мышления и профессионализма.

Итак: чем лучше ваше ТЗ, тем лучше ваша разработка

Грамотное техзадание позволяет вам досконально вникнуть в суть запросов вашего клиента. Поняв его намерения и прочувствовав его восприятие тех или иных моментов, вы сможете лучше воплотить его замысел в эскизе. Вы сбережёте своё и его время, быстрее получив желаемый результат к обоюдному удовольствию.

При составлении техзаданий следует избегать сложных формулировок и строго придерживаться темы. Не нужно писать их пространно, не то сами заскучаете, но и излишняя краткость ни к чему, она даже может привести к утрате важных подробностей, без которых у вас не сложится картина в целом.


Источник: www.coolwebmasters.com

***

Прикрепления:
Категория: Статьи DiZ | Просмотров: 826 | Добавил: kir | Теги: клиент, задание, полезное, техническое задание, статьи | Рейтинг: /
Всего комментариев: 3
3 kairat CHEMPION  
учимся читать

2 Людмила Зольная  
все это давно извесно и понятно

1 FANTOMAS  
полезная инфа, это точно, как корабль поставишь так и поплывёт!

 

Информация о сайте ~ Гостевая книга ~ Рекламодателям ~ Индекс цитирования. ~ Каталог сайтов ~ Форум для обсуждений ~ Обратная связь

***