Графика — направление в искусстве. Гроафический — выполненный в стиле графики. 1. Искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок (иногда — с применением цветовых пятен), а также (собир.) произведения этого искусства. Станковая, книжная, газетно-журнальная графика. 2. Начертания письменных или печатных знаков, букв. Русская графика. (с) Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Ю.Н. Шведовой, Графика (нем. Graphik, греч. graphikos — начертанный) 1. Искусство изображения предметов линиями и штрихами, без красок, а также произведения этого искусства. Живопись и графика. Выставка графики. (с) Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина Направления графического дизайна: 1. Фирменный стиль 2. Шрифты 3. Плакат 4. Графическая реклама 5. Книжная графика 6. Газетная графика 7. Журнальная графика Издавна одним из приемов воплощения людьми своих грез, желаний и суждений была графика. А если подумать о том, что 80% информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения, типа глаз , то зрительные образы, к которым безусловно относится и графика, наиболее эффективны и действенны, чем скажем, звук или запах. Графические образы двухмерны, по условию существования на плоскости, и не имеют глубины, не считая иллюзорной. Принцип их выполнения в основном сводится к нанесению красящего вещества на плоскость при помощи специального инструмента. Различаются только техника подачи, красители, инструменты и материал подосновы. Мастер-график должен знать свойства материалов с которыми работает и в совершенстве владеть необходимыми инструментами. Для создания достойной работы необходимы сосредоточенность и точность, потому как сделанная наспех графика всегда выглядит «сделанной наспех» и ни кому не внушает уважения. Материалы. 1. Карандаш графитный (графит; ископаемое, состоящее из угля и железа. Это же вещество, вставленное пруточками в деревянную трубочку, для черченья и рисованья. Всякая сухая краска, в палочках, для рисовки, для писанья сухими красками, пастелью, карандашами. В. Даль) 2. Гуашь (кисть, аэрограф) 3. Темпера (кисть) 4. Тушь (кисть, перо, стэк, аэрограф) 5. Акварель (кисть) 6. Пастель 7. Уголь 8. Соус 9. Ластик 10. Мел 11. Сангина 12. Сепия 13. Аэрозоль Свойства графических материалов. Акварель («аква» — вода. лат) Акварельные краски — клеевые краски. Вода является растворителем для этого вида красок. Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными и сладкими на вкус. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать, трескаться. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество — бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик — фенол. Акварель — единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается не только чистотой применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков. Инструменты для работы: Беличьи, колонковые кисти, бумажная, органическая или стеклянная палитра, вода. Гуашь Это клеевая водорастворимая краска. Отличается от акварели полной непрозрачностью, что достигается большим, по сравнению со связующим веществом, количеством пигмента и наполнителя. Также краска содержит белила, что обуславливает ее укрывистость и при высыхании делает намного светлее (очень важно учитывать это качество) и придает ей блеск. Гуашь бывает художественная (для художественных работ) и плакатная (для оформительских работ). Различаются эти две разновидности качеством. Примерно как небо и земля. Художественная гуашь обладает большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью, что достигается заменой белил каолином, который меньше разбеливает краску и делает ее более плотной, насыщенной и звонкой. Гуашь, в отличии от акварели быстросохнушяя краска. Хорошая кроющая способность — одно из самых ценных свойств гуашевых красок. Это качество позволяет закрывать темные участки светлыми тонами и наоборот. Но следует помнить, что слишком толстый слой гуаши обязательно растрескается по высыхании. В гуаши есть значительные различия в степени тональной интенсивности между одним и тем же колером влажной и высохшей краски. Трудность работы с гуашевыми красками еще и в том, что при высыхании они значительно изменяют цвет и светлоту. Для декоративных и художественно-оформительских работ выпускаются флуоресцентные гуашевые краски. Они представляют собой суспензию флуоресцирующих пигментов (растворов красителей и люминофоров в органических конденсационных смолах) со связующим веществом с добавкой пластификаторов и антисептика. Такие пигменты обладают свойством свечения, отчего выглядят необычайно ярко. В основном это краски теплых тонов — красного, желтого, оранжевого. Флуоресцентная гуашь разбавляется водой. Краски имеют низкую кроющую способность (что выглядит довольно фигово), поэтому рекомендуется наносить их тонким слоем на основание белого цвета — белый грунт, бумагу и т.п., что делает их более яркими. Обычную и флюарисцентную краски лучше стараться не смешивать. Инструменты для работы: Барсучьи, колонковые, беличьи кисти. Флейцы. Бумажная, органическая или стеклянная палитра, вода Тушь Тушь — это чёрная или цветная краска. Черную тушь изготавливают смешивая сажу, клей, воду и другие вещества. Существует жидкая и сухая тушь в виде плиток и палочек. Тушью пишут плакатными перьями в оформительских работах, используют в черчении. Тушь в своей работе используют художники-графики. Красивые разнообразные оттенки от интенсивного черного до серебристо-серого цвета получают, если разбавляют тушь водой и рисуют кистью. Кроме того тушью рисуют, используя перья. Пером работают также как и карандашом — заштриховывая поверхность. Несколько усложняет работу быстрое засыхание туши и образование черного сгустка на пере, которое все время надо промывать и вытирать тряпочкой. Инструменты для работы: Кисти (любые), перья, стеки, аэрографы, вода. Акриловые краски Акриловые краски появились относительно недавно и сразу же получили широкое признание. Успех этих современных красок вызван главным образом простотой их применения, универсальностью и быстротой высыхания. В последние годы успехи в разработке акриловых эмульсий, содержащих все более мелкие и светостойкие частицы, позволяли получать все более качественные краски. Акриловые краски растворяются в воде, но после высыхания становятся совершенно нерастворимыми. Кроме того, они очень устойчивы к химическим и физическим воздействиям. Многие акриловые краски имеют в качестве связующей основы водную суспензию синтетических смол, к которой добавлены натуральные или синтетические чистые пигменты, коалесцентные вещества и стабилизаторы. В результате переработки этих исходных материалов получаются очень эластичные и яркие краски, которые отлично сцепляются с любой нежирной поверхностью: холстом, картоном, бумагой, деревом, фанерой, стеклом, железом, штукатуркой, глиной, тканью. Все акриловые краски могут наноситься как кистью, так и шпателем, а при соответствующем разбавлении — и аэрографом. Учитывая быстроту высыхания, рекомендуется закрывать тюбики сразу после пользования и промывать рабочие инструменты теплой водой. Карандаш Уже свыше 200 лет в истории карандаша. Когда-то карандашами служили палочки из свинца, серебра, дающие достаточно четкие серые штрихи на бумаге. Следы серебряного карандаша со временем приобретали коричневый оттенок. Пользовались свинцовыми и серебряными карандашами главным образом для предварительных набросков при последующей работе в какой-либо другой технике, но сохранились и рисунки времен Возрождения, исполненные серебряными и свинцовыми карандашами. Одновременно с металлическими карандашами из свинца и серебра пользовались и так называемыми итальянскими карандашами из черного сланца. Такие карандаши применяются художниками и в настоящее время, но их теперь изготавливают из жженой кости, где связующим служит растительный клей. Свинцовые и серебряные карандаши широко применялись до XIX века. Карандашами называют и палочки сангины и пастели. Чем только не рисовали люди до того, как был изобретен карандаш! Палочками на глиняных дощечках и дощечках, покрытых воском, позже — кусочками свинцовой, серебряной или даже золотой проволоки на бумаге. Но такие карандаши оставляли на бумаге слабый след и к тому же стоили очень дорого. И вот в ХVI веке в Англии, в графстве Кемберленд, нашли залежи графита. Оказалось, что этот минерал обладал чудесным свойством: палочка, сделанная из него, оставляла на бумаге чёрную ровную линию. Но прошло ещё очень много времени, прежде чем научились делать для карандаша деревянную одёжку. Современный карандаш изобрёл в конце ХVIII века французский учёный Н.Конте. Карандаши разделяют на твёрдые и мягкие. Твердые применяют для черчения. На них написано: Т, 2Т, 3Т (H, 2H, 3H) Буква «Т», «H» говорит о том, что карандаш твёрдый, а цифры о степени твёрдости. Чем больше цифра, тем твёрже карандаш. Для рисования нужны мягкие карандаши. На них написана буква «М», «B». Мягкие карандаши тоже различают по мягкости с помощью цифр. Чем больше цифра, тем мягче карандаш. «ТМ», «HB» — твердомягкие карандаши. Первое описание графического карандаша было найдено в относящихся к 1564 году трудах о минералах швейцарского естествоиспытателя Конрада Гейслера. К тому же времени относится открытие месторождения графита в Англии, в Кемберленде, где графит распиливали на карандашные стержни. Но у графитовых стержней было два существенный недостатка: они пачкали пальцы и быстро ломались. Было предложено обматывать стержни по всей длине тесьмой, которую следовало разматывать по мере того, как исписывался графит. Только в 1761 году Каспар Фабер разработал способ укрепления графита путем смешивания растертого порошка графита со смолой и сурьмой, в результате чего получалась густая масса, годная для отливки более прочных и одинаковых графитовых стержней. В конце XVIII века чех И. Гартмут стал делать стержни для карандашей из смеси графита и глины с последующим обжигом. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Меняя количество добавляемой глины, можно было получать стержни различной твердости. Одновременно с усовершенствованием графитовых стержней французским ученым Н. Контье было предложено вклеивать их в деревянные пеналы. И вскоре во многих странах Европы открылись карандашные фабрики, изготовлявшие карандаши известного нам типа. Подсчитано, что карандашом со стержнем длиной 18 см можно провести линию в 55 км или написать 45 000 слов. В конце концов, карандаш стал технически совершенным инструментом. В 1846 году стали выпускать карандаши семнадцати степеней твердости. Рисунки графитовым карандашом имеют сероватый тон с легким блеском, в них не бывает интенсивной черноты. В настоящее время карандаши выпускаются трех основных групп: черные графитовые, копировальные (иначе — химические) и цветные. Они дифференцируются по твердости (и мягкости), обозначаемой буквами Т, МТ, М (за рубежом — Н, НВ, В) с цифровым показателем перед буквой. Всего выделяется 15 групп. По целевому назначению установлены карандаши школьные, канцелярские, чертежные и рисовальные (вообще же в мире производится почти 370 различных типов и видов карандашей, более 200 различных цветов). Степень мягкости карандашей обозначает буквой М (мягкий 0 или 2М, 3М и т.д.). Твердые карандаши обозначают буквой Т (твердый). 2Т тверже, чем Т, 3Т тверже, чем 2Т, и т.д. Обычно рисунки начинают карандашом средней мягкости — ТМ или М — затем переходят к более мягким номерам — 2М и 3М. Выбор карандашей зависит от качества бумаги и от творческой задачи, которую ставит перед собой художник. Например, быстрые наброски удобнее делать мягкими карандашами, а при работе над рисунком длительное время на бумаге типа полуватман можно начинать легкими штрихами карандашами Т или ТМ. На гладкой бумаге лучше ложится мягкий карандаш, на более шероховатой удобен карандаш средней мягкости — 2М. В художественной практике при создании картонов (вспомогательных рисунков для исполнительной композиции) иногда пользуются также карандашами LМаркировочными╕, выпускаемыми для маркирования по дереву, а также LСтолярными╕. Для этой работы LСтолярный╕ карандаш удобен из-за своей длины и толстого грифеля. Итальянский карандаш представляет собой один из видов рисовальных карандашей. Отличительной способностью его является глубокий матовый бархатистый черный цвет, легко растушевываемый на бумаге. Итальянский карандаш используют при выполнении портретов, а также рисунков обнаженного человеческого тела. Итальянские карандаши известны с ХV века. Они бывают твердые, средние и мягкие. Пигменты для изготовления карандаша очень тонко измельчают путем размалывания в коллоидной мельнице. Из полученной массы прессуют карандаши обычно прямоугольного сечения и обжигают при температуре 150-250 С в течение 2-4 часов. В зависимости от длительности обжига получают карандаши различной твердости. Уголь Уголь для рисования приготавливают из высушенных очищенных от коры прутков ивы, бересклета путем обжига без доступа воздуха. Для обжига применяют тигли, в которые вертикально закладывают прутки. Тигли закрывают крышками и для герметичности обмазывают глиной. Обжиг производят при температуре 300оС в течение 3-5 часов. Окончание обжига прутков определяют по сизому дымку двуокиси углерода, выходящему через контрольное отверстие в крышке. Уголь для рисования можно изготовлять и самому, используя для обжига прутков высокую консервную банку, в которую ставят прутки вертикально и засыпают их сухим песком для уменьшения объема воздуха, а банке и более равномерного обжига. Банку закрывают крышкой, обмазывают глиной и по выделяющемуся газу двуокиси углерода определяют окончание обжига. Процесс обжига длится непрерывно 3-5 часов. После обжига банка должна сутки остывать. Если уголь будет обожжен не полностью, то он будет оставлять на бумаге слабый след, к тому же слабообожженный уголь царапает бумагу. Рисовальный уголь обладает теплым черным цветом, легко ложится на холст, бумагу, картон. Он растушевывается от черного до светло-серого цвета. Его изготовляют из смеси тонкомолотого древесного (березового) угля (от 50 до 72%), глины (от 26 до 50%), сажи газовой (от 3 до 8%) и небольшого количества ультрамарина (от 3 до 5%). Обжиг производят при температуре 500-800 С в течение 2-4 часов, что дает возможность получать уголь различной твердости. Тон угля изменяется в зависимости от соотношения взятых компонентов. Уголь прессованный дает более черный цвет, нежели натуральный. Уголь рисовальный затачивается лишь с одной стороны под углом 45, что дает возможность проводить тонкие и толстые линии. При работе углем пользуются резинкой — «клячкой», прокатывая ее по бумаге. Втирать уголь в бумагу нельзя. Со временем рисунки углем темнеют. Для работы углем следует пользоваться шероховатой бумагой, лучше удерживающей уголь. Соус Соус обладает интенсивной красящей способностью. Соус дает бархатистый тон, он легко разносится по поверхности бумаги. Рисунок соусом выполняют и мокрым, и сухим способом. Соусом пользуются и как акварелью. При этом он похож на черную или цветную тушь. Сангина Сангина представляет собой карандаш интенсивного коричневого цвета. Сангина изготовляется из тонкоперетертой жженой сиены и глины. Карандаши сангины дают теплый красноватый или темно-коричневый цвет. В работе сангиной применяются те же приемы, что и с углем. Сангина хороша при технике «гризайль» (выполнение работы в различных оттенках одного цвета). Сангину можно растирать ваткой по бумаге для получения более тонких и прозрачных слоев. Пастель Слово пастель произошло от итальянского слово «паста», что значит «тесто». Тесто для пастели замешивают из мела, смолы и цветных порошков. Затем из полученного теста скатывают палочки и сушат их. Пастель хороша тем, что имеет много оттенков каждого цвета и ею можно делать плавный переход от одного цвета к другому. Пастель не краска, а карандаш. Но из-за яркости цвета работы, выполненные пастелью, называют живописью. Пастель легко растворяется водой и в этом случае ею можно писать так же, как акварелью. Для того, чтобы картины, написанные пастелью не теряли своей яркости, используют специальный закрепитель. Пастель — это цветные мелки, спрессованные в виде палочек из тонко размолотого пигмента. В состав ее, кроме чистого пигмента, входит небольшое количество клея и какой-нибудь разбеливатель, добавляемый для получения различных градаций каждого цвета. Эти краски, как и произведения, выполненные ими, получили свое название от слова «а пастелло», которым именовали прием рисования одновременно черным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи. В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где ее использовали такие известные художники, как Буше, Морис Кантен де ля Тур, Шарден, позднее Грез, Лиотар, Делакруа. Выдающимся пастелистом был и итальянский художник Розальба Кариера. Многие художники последних трех столетий обращались к этой технике. Современные художники тоже все чаще используют пастель в своем творчестве, так как она подкупает особой свежестью, мягкостью красок и нежной бархатной фактурой. Кроме того, пастель в отличие от жидких красок совершенно не меняет своего цвета. Работа мягкими нежными палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок. Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике. При многих достоинствах пастель имеет один очень существенный недостаток — она слабо сцепляется с основанием и довольно легко осыпается, поэтому выполненную работу часто закрепляют специальными фиксативами. Но самое надежное сохранение пастели — в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая «Шоколадница» из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в XVIII веке! Инструменты для работы: Ластик, бумажная или тряпичная растирка. Темпера Темпера — это краски. Но кроме этого темперой называют и картины, написанные ими. Темпера бывает трёх видов, которые отличаются друг от друга способом изготовления. Темпера, сделанная из гуммиарабики, похожа на гуашь, ею пишут на бумаге. Другой вид темперы похож на масляные краски, ею пишут на холсте. Третий вид темперы изготавливают с яичными желтками и используют для росписи стен. Темперные краски яркие. При высыхании они светлеют. Темперу часто использовали художники Италии в ХIII — XIV веках для росписи стен соборов. Прекрасные фрески итальянских мастеров можно увидеть и сейчас в древних итальянских соборах. Инструменты для работы: Барсучьи, колонковые, беличьи кисти. Флейцы. Бумажная, деревянная или стеклянная политра.
*** Прикрепления: |