design online JournaL
Главная » 2011 Январь 12 » Формула1 / Formula1 : история, факты и фотографии
16:57 Формула1 / Formula1 : история, факты и фотографии | |||||||||||||||||||||||||
«Формула-1» (англ. FIA Formula One World Championship) — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами. Формула-1 или «Королевская формула» является самым популярным, дорогим и высокотехнологичным видом автогонок. Бразильский пилот Рубенс Баррикелло (Rubens Barrichello) во время отборочного заезда Гран-при F1 Бахрейна в Манаме 25 апреля 2009. © REUTERS/Ahmed Jadallah Корни Формулы-1 лежат в чемпионате Европы автогонок Гран-при, который проводился в 1920-е и 1930-е годы. Но только в 1946 году были сформулированы правила и технический регламент чемпионата Формулы-1. В 1948 году к Формуле-1 добавился класс Формулы-2. Ещё более младший класс Формула-3 был введён в 1950 году. По первоначальной схеме предполагалось, что класс Формула-1 предназначался исключительно для проведения мирового первенства, класс Формула-2 — для проведения первенства континента, Формула-3 — для национальных чемпионатов и так далее. Первый чемпионат мира Формулы-1 прошёл в 1950 году. Alfa Romeo Alfetta 159. За рулём этого болида Хуана-Мануэль Фанхио выиграл чемпионат мира 1951 года Чемпионат мира Формула-1 проводится каждый год и состоит из отдельных Гран-при, или этапов. В конце года, соответственно, выявляется победитель чемпионата. В Формуле-1 соревнуются как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды — за Кубок конструкторов. Итальянский пилот Ярно Трулли из команды Toyota © FRED DUFOUR/AFP/Getty Images Кубок конструкторов Формулы-1(англ. World Constructors' Championship (WCC) – главная награда для команд Формулы-1. Победитель определяется Международной автомобильной федерацией (FIA) на основе Системы начислений очков на проводимых в течение сезона Гран-при Формулы-1. Впервые Кубок конструкторов был вручен в 1958 году конструктору Vanwall. Больше всего наград у команды Ferrari. А в 2009 году победителем Кубка стала новая команда Brawn GP. Действующий обладатель Кубка конструкторов Джейсон Баттен (Jenson Button) 2009 Grand Prix - команда Brawn GP Команды, участвующие в гонках Формулы-1, используют на Гран-при болиды собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид. Британский пилот Льюис Хэмилтон (Lewis Hamilton) из команды McLaren Mercedes на гоночном треке в Сахире во время отборочного заезда Гран-при Формулы 1. 25 апреля 2009 года в Манаме, Бахрейн.©FRED DUFOUR/AFP/Getty Images Но бывают и исключения. Например, шасси команд Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso традиционно очень похожи, почти идентичны. Они спроектированы и изготовлены компанией Red Bull Technology. Такая унификация неудивительна, ведь обе команды и компания-изготовитель принадлежат концерну Red Bull GmbH (компания, как можно понять, не только энергетические напитки выпускает). Закат над Международной трассой Бахрейна в Сахире. 23 апреля 2009. © AP Photo/Luca Bruno Хотя, естественно, что роль Формулы-1 как двигателя прогресса автомобильной промышленности не сильно заметна, но поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к огромному прогрессу как гоночных болидов, так и в последствии нормальных )) дорожных автомобилей - то есть прогресс в гонках переносится на технические усовершенствования на обычные дороги. Льюис Гамильтон из McLaren Mercedes на гоночном треке под дождем. Из-за сильной грозы эту гонку остановили после 32 из запланированных 56 кругов. © AP Photo/Eugene Hoshiko Например, самым известным примером серийной технологии, впервые представленной в чемпионате мира Формулы-1, можно считать антипробуксовочную систему (АПС). Впервые система была представлена командой Ferrari в 1990 году. В очках девушки отражается болид британского пилота Льюиса Гамильтона. ©AP Photo/Luca Bruno Затем, уже после запрета АПС на Формуле-1 (в 1994 году), технология постепенно стала внедряться автопроизводителями на серийных автомобилях. Антипробуксовочная система же в Формуле-1 на некоторое время ещё появлялась, но вскоре была вновь отменена под предлогом того, что столь сложная электронная «начинка» болида нивелирует многие ошибки пилота. Бразильский пилот Ferrari Фелипе Масса (Felipe Massa) на треке во время заезда на Гран-при Китая, который проходил на Международной трассе Шанхая 19 апреля 2009. © PETER PARKS/AFP/Getty Images В Формуле-1 огромное внимание уделяется безопасности пилотов. Болиды участников чемпионата должны соответствовать особому техническому регламенту Формулы-1 и пройти тест на безопасность и ударопрочность. Ни один болид не сможет выйти на старт гонки, если он не пройдёт всех необходимых проверок и крэш-тестов. Особенно остро вопрос безопасности встал после трагической гибели легендарного Айртона Сенны в 1994 году, приведя к такому прогрессу в данном аспекте, что в современной Формуле-1 гонщик, как правило, не получает серьёзных повреждений даже при лобовом столкновении на высоких скоростях. Болиды на Гран-при F1 Малайзии на Международной Трассе Сепанга - 5 апреля 2009. ©REUTERS/David Loh Тем не менее, Чемпионаты Формулы-1 всегда были опасными для жизни пилотов и даже зрителей. За время существования Формулы-1 погибли 46 пилотов, 32 из них погибли прямо в заездах чемпионата мира. Первым погибшим пилотом в истории Формулы-1 стал Раймон Соммер, который погиб в первом же сезоне Формулы-1 1950 года. Последним же пилотом, погибшим за рулём болида, стал Айртон Сенна. Фатальный момент столкновения болида Айртона Сенны со стеной Японский пилот из команды Williams Казуки Накадзиму (Kazuki Nakajima) вылетает с трека во время заезда Гран-при Формулы-1 Китая на Международной трассе в Шанхае 19 апреля 2009. © AP Photo/Greg Baker Гонщики Формулы-1 одеты в специальные комбинезоны фирмы Sparco, выдерживающие открытое пламя в течение 14 секунд. Кроме того, гонщики обязаны надевать бельё, подшлемники, обувь и перчатки из негорючих материалов, изготовленные сертифицированными производителями. Шею гонщиков, подвергающуюся во время аварий огромным нагрузкам, защищает особая система защиты шеи и головы пилотов HANS (Head And Neck Support), созданная специально для Формулы-1. Финский пилот из команды McLaren Mercedes’ Хейкки Ковалайнен (Heikki Kovalainen) во время тренировочного заезда в Манаме. ©GUILLAUME BAPTISTE/AFP/Getty Images Для предохранения пилота при ударах сзади и переворотах в кокпите (кабине) болиде расположены специальные дуги безопасности. Также регламентировано, что в абсолютно любой ситуации - пилот должен иметь возможность покинуть болид не более чем за 5 секунд (!), для чего ему нужно лишь расстегнуть ремни безопасности и снять руль. Британский пилот Дженсон Баттон (Jenson Button) и его команда Brawn GP празднуют победу в Гран-при на Международной трассе Бахрейна 26 апреля 2009 года в Сахире. ©Mark Thompson/Getty Images Регламент, тестирование, проверки и вся гоночная серия вообще - находится под контролем Международной федерации автоспорта (FIA) - это некоммерческая организация, основанная еще в 1904 г. для представления интересов автомобильных организаций и собственно владельцев автомобилей. Немецкий пилот из команды BMW Sauber Ник Хайдфельд (Nick Heidfeld) на трассе Сепанг в Куала-Лумпур, Малайзия, когда гонки были остановлены из-за проливного дождя. © AP Photo/Bazuki Muhammad, Pool Как и любой продукт высоких технологий, автомобиль Формулы-1 напичкан электроникой, помогающей достичь лучших результатов в гонке. Вся электронная начинка болида инспектируется FIA перед сезоном и не может меняться в течение его. Естественно, что на гонках Формулы-1 запрещены системы, явно помогающие управлять болидом - например системы контроля старта или телеметрия с обратной связью. Тормозные усилители и антиблокировочная система АБС - также запрещены. В последнее время наблюдается тенденция по снижению количества электроники в болидах, что повышает роль гонщика в управлении машиной. Машина пилота Роберта Кубица (Robert Kubica) из команды BMW Sauber внезапно загорелась во время дозаправки на пит-стопе © BERTRAND GUAY/AFP/Getty Images С болида Формулы-1 непрерывно передаётся телеметрия — информация о состоянии и поведении машины. За телеметрией следит персонал команды. Обратная связь запрещена, то есть управлять болидом из боксов нельзя. Британский пилот Дженсон Баттон (Jenson Button) из команды Brawn GP выезжает с пит-лейна ©REUTERS/Ahmed Jadallah О покрышках: шины имеют в Формуле-1 огромное значение. Подобрать правильный состав, наиболее подходящий для трассы, погоды и болида, является довольно сложной задачей. Команды тратят для этого большу́ю часть времени на тестах и свободных заездах. В отличие от дорожных автомобилей, шины для болидов Формулы-1 не рассчитаны на долговечность - один комплект рассчитан не более, чем на 200 км. Ключевыми свойствами являются прочность, малый вес и сцепление с трассой. Британский пилот Льюис Хэмилтон (Lewis Hamilton) из команды McLaren Mercedes во время заезда Гран-при Формулы-1 Китая 19 апреля 2009. © REUTERS/ Jason Lee Некоторые из основных правил Формулы-1: * Каждая команда сама создаёт шасси для своего болида. Моторы могут быть приобретены у стороннего производителя (практически все команды имеют партнёра-автопроизводителя, который поставляет им моторы. За соответствием машин техническому регламенту следят, как говорилось выше) представители Международной федерации автоспорта.) * Гран-при проводится с пятницы по воскресенье и состоит из свободных заездов, квалификации и гонки. Сезон состоит из различного количества Гран-при: от 7-ми в 1950 до 19-ти в 2005 гг. и обычно проводится с марта по октябрь. Бампер болида Williams © AP Photo/Hassan Ammar Некоторые из терминов Формулы-1: Бамп-драфтинг — приём, используемый в гонках на овальных треках, когда пилот ударяет бампером идущего впереди гонщика с целью придания ему дополнительного ускоряющего момента, в результате чего обе машины едут быстрее. --> полный словарь автогоночных терминов (на англ.) <-- Немецкий пилот из команды Red Bull Себастьян Феттель (Sebastian Vettel) в своей машине ©FRED DUFOUR/AFP/Getty Images Многие называют Формулу-1 «королевой автоспорта», «вершиной автоспорта», «королевской формулой», «королевскими автогонками». Формула-1 считается наиболее престижной гоночной серией в мире, и для большинства гонщиков выступление в ней становится целью всей жизни. С одной стороны, такое отношение связано с большой популярностью гоночной серии, а с другой — с высочайшими техническими достижениями Формулы-1, делающим её болиды самыми быстрыми гоночными машинами в техническом регламенте Формулы. Международная трасса Бахрейна в Сахире © AP Photo/Kamran Jebreili Некоторые факты о Формуле-1: * В пелетоне (в заезде) Формулы-1 нет болида под номером 13: после 12-го сразу идёт 14-й. * В заезде при Гран-при Италии в 1980 г. были только четные номера, так как у итальянцев не только число 13-ть считается несчастливым, но и 17, и вообще многие нечетные числа. * Команды Формулы-1 также называются конюшнями не исходя из жаргона, а по аналогии со скачками, в которых и зародилась Формула-1 - первыми боксами для болидов Ф1 были старые конюшни * В чемпионате мира Формулы-1 за всю её историю выступало всего пять женщин-пилотов. Максимальным достижением было 6-е место - Лелле Ломбарди удалось набрать очки на Гран-при Испании 1975 года * Перегрузки в Формуле-1 одни из самых высоких. В некоторых поворотах пилоты испытывают до 4-5G. Не все люди способны выдержать даже прямые перегрузки в 4G, не говоря о боковых, которые выдержать еще значительно сложнее. * Помимо официальных титулов чемпиона мира и обладателя Кубка конструкторов в Формуле-1 существуют и неофициальные призы: так называемые «Bernie’s». Премия ежегодно вручается в следующих номинациях: «Лучшая трасса», «Лучший гонщик», «Лучший новичок», а также в номинации «Выбор гонщиков», гонщик-победитель которой определяется путём голосования среди самих пилотов чемпионата. * Единственный Гран-при, проведение которого занимает не три дня, а четыре — это Гран-при Монако. Свободные заезды там традиционно проводятся в четверг, а не в пятницу - которая остаётся свободной и используется командами для многочисленных клубных вечеринок, походов в казино и экскурсий. ©flabad по материалам WiKi и Reuters Еще немного фотографий, посвященных Формуле-1: Механики Toyota готовятся к дозаправке на пит-лейне трассы в Сахире во время Гран-при F1 Бахрейна 2009 года. ©FRED DUFOUR/AFP/Getty Images Бразильский пилот Нельсон Пике (Nelson Piquet) из команды Renault в закрытом лыжном курорте в Эмиратах во время пиар-акции Renault 12 апреля 2009 года в Дубаи. ©REUTERS/Frederic Lefloch Немецкий пилот из команды Toyota Тимо Глок (Timo Glock) ©REUTERS/Ahmed Jadallah Мухаммед Бен Сулайем (Mohammed Ben Sulayem) за рулем своего Renault F1 в Дубае. ©REUTERS/ Eric Vargiolu Британский пилот Дженсон Баттон (Jenson Button) из команды Brawn GP в гонках китайская F1 Гран-при в Шанхае 19 апреля 2009. © REUTERS/ Reinhard Krause Немецкий пилот из команды Red Bull Себастьян Феттель (Sebastian Vettel) делает поворот во время Гран-при F1 Бахрейна на трассе Сахир в Манаме. © BERTRAND GUAY/AFP/Getty Images Испанский пилот команды Renault Фернандо Алонсо. © AFP PHOTO/KARIM SAHIB/Getty Images Авария чемпиона ралли Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммеда Бен Сулайема (Mohammed Ben Sulayem) во время ING Renault F1 Roadshow в ОАЭ. © AP Photo/Frederic Le Floch/Imacom Пит-стоп Тимо Глок (Timo Glock) - команда Toyota. © REUTERS/Fred Dufour/Pool Дженсон Баттон (Jenson Button) - команда Brawn GP, выезжает с пит-лейна. © AP Photo/Eugene Hoshiko Тест болидов на закрытом шоссе в Дубае --- «Формула-1» (англ. FIA Formula One World Championship) — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами. Формула-1 или «Королевская формула» является самым популярным, дорогим и высокотехнологичным видом автогонок. Бразильский пилот Рубенс Баррикелло (Rubens Barrichello) во время отборочного заезда Гран-при F1 Бахрейна в Манаме 25 апреля 2009. © REUTERS/Ahmed Jadallah Корни Формулы-1 лежат в чемпионате Европы автогонок Гран-при, который проводился в 1920-е и 1930-е годы. Но только в 1946 году были сформулированы правила и технический регламент чемпионата Формулы-1. В 1948 году к Формуле-1 добавился класс Формулы-2. Ещё более младший класс Формула-3 был введён в 1950 году. По первоначальной схеме предполагалось, что класс Формула-1 предназначался исключительно для проведения мирового первенства, класс Формула-2 — для проведения первенства континента, Формула-3 — для национальных чемпионатов и так далее. Первый чемпионат мира Формулы-1 прошёл в 1950 году. Alfa Romeo Alfetta 159. За рулём этого болида Хуана-Мануэль Фанхио выиграл чемпионат мира 1951 года Чемпионат мира Формула-1 проводится каждый год и состоит из отдельных Гран-при, или этапов. В конце года, соответственно, выявляется победитель чемпионата. В Формуле-1 соревнуются как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды — за Кубок конструкторов. Итальянский пилот Ярно Трулли из команды Toyota © FRED DUFOUR/AFP/Getty Images Кубок конструкторов Формулы-1(англ. World Constructors' Championship (WCC) – главная награда для команд Формулы-1. Победитель определяется Международной автомобильной федерацией (FIA) на основе Системы начислений очков на проводимых в течение сезона Гран-при Формулы-1. Впервые Кубок конструкторов был вручен в 1958 году конструктору Vanwall. Больше всего наград у команды Ferrari. А в 2009 году победителем Кубка стала новая команда Brawn GP. Действующий обладатель Кубка конструкторов Джейсон Баттен (Jenson Button) 2009 Grand Prix - команда Brawn GP Команды, участвующие в гонках Формулы-1, используют на Гран-при болиды собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид. Британский пилот Льюис Хэмилтон (Lewis Hamilton) из команды McLaren Mercedes на гоночном треке в Сахире во время отборочного заезда Гран-при Формулы 1. 25 апреля 2009 года в Манаме, Бахрейн.©FRED DUFOUR/AFP/Getty Images Но бывают и исключения. Например, шасси команд Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso традиционно очень похожи, почти идентичны. Они спроектированы и изготовлены компанией Red Bull Technology. Такая унификация неудивительна, ведь обе команды и компания-изготовитель принадлежат концерну Red Bull GmbH (компания, как можно понять, не только энергетические напитки выпускает). Закат над Международной трассой Бахрейна в Сахире. 23 апреля 2009. © AP Photo/Luca Bruno Хотя, естественно, что роль Формулы-1 как двигателя прогресса автомобильной промышленности не сильно заметна, но поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к огромному прогрессу как гоночных болидов, так и в последствии нормальных )) дорожных автомобилей - то есть прогресс в гонках переносится на технические усовершенствования на обычные дороги. Льюис Гамильтон из McLaren Mercedes на гоночном треке под дождем. Из-за сильной грозы эту гонку остановили после 32 из запланированных 56 кругов. © AP Photo/Eugene Hoshiko Например, самым известным примером серийной технологии, впервые представленной в чемпионате мира Формулы-1, можно считать антипробуксовочную систему (АПС). Впервые система была представлена командой Ferrari в 1990 году. В очках девушки отражается болид британского пилота Льюиса Гамильтона. ©AP Photo/Luca Bruno Затем, уже после запрета АПС на Формуле-1 (в 1994 году), технология постепенно стала внедряться автопроизводителями на серийных автомобилях. Антипробуксовочная система же в Формуле-1 на некоторое время ещё появлялась, но вскоре была вновь отменена под предлогом того, что столь сложная электронная «начинка» болида нивелирует многие ошибки пилота. Бразильский пилот Ferrari Фелипе Масса (Felipe Massa) на треке во время заезда на Гран-при Китая, который проходил на Международной трассе Шанхая 19 апреля 2009. © PETER PARKS/AFP/Getty Images В Формуле-1 огромное внимание уделяется безопасности пилотов. Болиды участников чемпионата должны соответствовать особому техническому регламенту Формулы-1 и пройти тест на безопасность и ударопрочность. Ни один болид не сможет выйти на старт гонки, если он не пройдёт всех необходимых проверок и крэш-тестов. Особенно остро вопрос безопасности встал после трагической гибели легендарного Айртона Сенны в 1994 году, приведя к такому прогрессу в данном аспекте, что в современной Формуле-1 гонщик, как правило, не получает серьёзных повреждений даже при лобовом столкновении на высоких скоростях. Болиды на Гран-при F1 Малайзии на Международной Трассе Сепанга - 5 апреля 2009. ©REUTERS/David Loh Тем не менее, Чемпионаты Формулы-1 всегда были опасными для жизни пилотов и даже зрителей. За время существования Формулы-1 погибли 46 пилотов, 32 из них погибли прямо в заездах чемпионата мира. Первым погибшим пилотом в истории Формулы-1 стал Раймон Соммер, который погиб в первом же сезоне Формулы-1 1950 года. Последним же пилотом, погибшим за рулём болида, стал Айртон Сенна. Фатальный момент столкновения болида Айртона Сенны со стеной Японский пилот из команды Williams Казуки Накадзиму (Kazuki Nakajima) вылетает с трека во время заезда Гран-при Формулы-1 Китая на Международной трассе в Шанхае 19 апреля 2009. © AP Photo/Greg Baker Гонщики Формулы-1 одеты в специальные комбинезоны фирмы Sparco, выдерживающие открытое пламя в течение 14 секунд. Кроме того, гонщики обязаны надевать бельё, подшлемники, обувь и перчатки из негорючих материалов, изготовленные сертифицированными производителями. Шею гонщиков, подвергающуюся во время аварий огромным нагрузкам, защищает особая система защиты шеи и головы пилотов HANS (Head And Neck Support), созданная специально для Формулы-1. Финский пилот из команды McLaren Mercedes’ Хейкки Ковалайнен (Heikki Kovalainen) во время тренировочного заезда в Манаме. ©GUILLAUME BAPTISTE/AFP/Getty Images Для предохранения пилота при ударах сзади и переворотах в кокпите (кабине) болиде расположены специальные дуги безопасности. Также регламентировано, что в абсолютно любой ситуации - пилот должен иметь возможность покинуть болид не более чем за 5 секунд (!), для чего ему нужно лишь расстегнуть ремни безопасности и снять руль. Британский пилот Дженсон Баттон (Jenson Button) и его команда Brawn GP празднуют победу в Гран-при на Международной трассе Бахрейна 26 апреля 2009 года в Сахире. ©Mark Thompson/Getty Images Регламент, тестирование, проверки и вся гоночная серия вообще - находится под контролем Международной федерации автоспорта (FIA) - это некоммерческая организация, основанная еще в 1904 г. для представления интересов автомобильных организаций и собственно владельцев автомобилей. Немецкий пилот из команды BMW Sauber Ник Хайдфельд (Nick Heidfeld) на трассе Сепанг в Куала-Лумпур, Малайзия, когда гонки были остановлены из-за проливного дождя. © AP Photo/Bazuki Muhammad, Pool Как и любой продукт высоких технологий, автомобиль Формулы-1 напичкан электроникой, помогающей достичь лучших результатов в гонке. Вся электронная начинка болида инспектируется FIA перед сезоном и не может меняться в течение его. Естественно, что на гонках Формулы-1 запрещены системы, явно помогающие управлять болидом - например системы контроля старта или телеметрия с обратной связью. Тормозные усилители и антиблокировочная система АБС - также запрещены. В последнее время наблюдается тенденция по снижению количества электроники в болидах, что повышает роль гонщика в управлении машиной. Машина пилота Роберта Кубица (Robert Kubica) из команды BMW Sauber внезапно загорелась во время дозаправки на пит-стопе © BERTRAND GUAY/AFP/Getty Images С болида Формулы-1 непрерывно передаётся телеметрия — информация о состоянии и поведении машины. За телеметрией следит персонал команды. Обратная связь запрещена, то есть управлять болидом из боксов нельзя. ***
Прикрепления: | |||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 1 | |
| |