design online JournaL
Главная » 2011 Январь 14 » История Adobe Photoshop - 20 лет верной службы
18:06 История Adobe Photoshop - 20 лет верной службы | |
Дата создания Adobe Photoshop не отмечена ни на одном календаре. Однако, в этом году национальная ассоциация профессиональных пользователей Photoshop (NAPP) празднует юбилей программы, которой ее участники пользуются чаще всего. 20 лет назад, в феврале 1990 года, компания Adobe «спустила на воду» первую версию Photoshop — 1.0 – графического редактора, который до сих пор является самым популярным среди художников, фотографов и дизайнеров. Photoshop на сегодняшний день занимает позиции лидера среди редакторов растровой графики, а также является единственной программой, которая обзавелась собственной формой глагола. Thomas Knoll и John Knoll. Но началось все еще раньше. Программа, разработчики которой перечислены в длинном списке экранной заставки, больше напоминающей доску почета, ранее принадлежала двум братьям – Томасу и Джону Нолл. С детства отец привил сыновьям любовь к искусству и компьютерной технике. В фотолаборатории отца, которая была расположена в подвале, Томас изучал основы цветокоррекции и контраста, а Джон с интересом ковырялся в стареньком Apple. В 1984 году отец купил один из первых Макинтошей, функциональные возможности которого очень разочаровали братьев – именно это и положило начало созданию программы, которая в будущем принесёт прибыль в миллионы долларов. Эволюция панели инструментов (Tools) Начало До 1987 г. Джон Нолл работал в Industrial Light and Magic (ILM) – в подразделении фирмы Lucasfilm, которое специализировалось на создании спецэффектов для проекта «Звёздные войны» («Stars Wars»). Томас в это время писал диссертацию о процессе обработки изображений – получение степени кандидата наук для него было самым главным в то время. Окончательно разочаровавшись в новеньком Apple Mac Plus – монитор только что купленного компьютера не отображал полутоновые изображения (Grayscale images), Томас приступил к написанию программы, которая поможет исправить ситуацию. Как ни странно, в ILM Джон также работал над процессом обработки изображений. Поражённый успехами брата, Джон предложил Тому объединить усилия. В своей книге «Основы компьютерной графики» Джон писал: «Как только увидел результаты работы Томаса, я вспомнил программное обеспечение по обработке изображений в студии Pixar, сходства были поразительными». С того момента мы начали совместную разработку более сложной и совершенной программы, которую в последствии нарекли Display. Немного времени спустя Джон приобрёл новый Макинтош II с цветным экраном и убедил Томаса переписать Display для работы с цветными изображениями. Более того, чем больше Джон работал с Display тем больше функций он требовал от программы: коррекцию цветовой гаммы, импорт и сохранение файлов в различных форматах и т.д. Работа над программой отвлекала Томаса от написания диссертации. Некоторое время спустя Том разработал инновационный метод выбора отдельного участка изображения и последующей работы с ним, а также наборы приложений для обработки изображений, которые позже будут известны как плагины (Plug-ins). Затем были разработаны настройки тонов (Levels), функция управления балансом, управление оттенками и насыщением (Hue and Saturation). Эти возможности стали ключевыми в Photoshop, ведь в то время, таки функции присутствовали лишь в специализированном программном обеспечении, которое находилось в лабораториях – или в ILM. В 1988 программа Display была переименована в ImagePro, которую Джон надеялся продать её в виде коммерческого приложения. Томас был против этого, считая, что для разработки полностью завершённого программного продукта требуется еще много времени и труда. После проведения анализа конкурентов братья поняли, что созданный ими ImagePro по многим параметрам опережал аналоги. От ImagePro к Photoshop Начались поиски инвесторов. Никто точно не помнит происхождение названия Photoshop, говорят, что имя было предложено одним из потенциальных издателей во время демонстрации программного обеспечения, и оно, как говорится, прилипло, украсив собой приветственную заставку программы с самых ранних версий. Интерфейс Photoshop 0.63 далекого 1988 года. На удивление, большинство производителей программного обеспечения повернули свои корпоративные носы в направлении Photoshop или пытались разработать подобные программы своими силами. Всего лишь одной компании было по силам купить Photoshop – это была Adobe, но до взаимовыгодного решения было ещё далеко. Производитель сканеров Barneyscan предложил братьям поставлять Photoshop в комплекте со своей продукцией, в итоге чего около 200 копий программы разошлось под торговой маркой Barneyscan XP. К счастью для будущего цифровой графики, переговоры с Adobe, куда Джон пришёл, чтобы привлечь внимание к своему продукту, длились недолго. Там он встретился с Расселом Брауном и показал ему возможности программы, затем Photoshop был продемонстрирован арт-директору, который остался доволен увиденным и настоял на немедленной покупке. То ли по наивности со стороны Adobe, то ли по осторожности со стороны братьев, Photoshop не был продан полностью, а только лицензирован и гонорары от продаж программы принадлежали братьям. Вот так скромно первый Photoshop приветствовал своих счастливых обладателей. Всё шло превосходно, и братья не останавливались на достигнутом. Теперь им предстояла работа куда тяжелее – нужно подготовить Photoshop для выпуска официальной версии 1.0. Томас продолжал работу над исходным кодом программы. В это время Джон отдельно вёл разработку расширений (Plug-ins), что сильно волновало некоторых сотрудников Adobe — они видели во всём этом хитрость и обман. Некоторые сотрудники – сторонники строгого соблюдения правил, заявляли, что расширения для Photoshop тем или иным образом не соответствуют стандартам и не будут восприняты положительно, в то время как другие клялись в том, что при правильном использовании расширения помогут сделать программу гибкой, настраиваемой и более производительной. Даже во время окончательного этапа работы над финальной версией Томас не ленился вносить изменения и усовершенствования. При поддержке Джона и Рассела Брауна, который вскоре стал ярым сторонником как Photoshop, так и остальных креативных решений Adobe, программа постепенно стала обретать форму. Наконец, в феврале 1990 года была выпущена первая официальная версия Adobe Photoshop. Adobe Photoshop 1.0, надо ли говорить, что в то время продукт поставлялся на дискетах. Цифровая графика для всех Несмотря на достаточное количество ошибок, выход первой версии, безусловно, сопровождался успехом. Согласно принятой маркетинговой стратегии Adobe стремился позиционировать Photoshop как программу для широкого круга пользователей, простой в использовании инструмент, который сможет освоить каждый. В этом состояло еще одно выгодное отличие Photoshop от большинства графических редакторов того времени, которые были разработаны исключительно для специалистов. Главным конкурентом Photoshop на то время была программа под названием Letraset’s ColorStudio стоимостью $1,995, в то время как Photoshop можно было приобрести менее чем за $1,000. В процессе разработки версии 2.0 Adobe расширил штат программистов. Для внедрения в программу кривых Безье в команду был приглашён Марк Гамбург. В это время для Photoshop были разработаны новые возможности: перо (Pen tool), работа с двухтоновыми изображениями, импорт и растеризация векторных изображений из Illustrator, вдобавок ко всему появилась поддержка CMYK. Теперь для Photoshop был открыт путь на профессиональный рынок полиграфических услуг, что является очень важным тактическим ходом Adobe. Первый менеджер по продажам, Стивен Гутман, предложил давать кодовые названия к бета-версиям программы — эта традиция соблюдается по сегодняшний день. «Fast Eddy» – кодовое название бета-версии 2.0, которая была запущена в 1990 году. Продолжительное время Photoshop работал исключительно на платформе Макинтош, но его успех гарантировал скорое появление версии для рынка графических Windows-приложений, начавшего развиваться в то время. Разработка версии для новой платформы являлась заданием не из лёгких – для этого было основано целое подразделение во главе с Брайаном Лемпкином. Не смотря на то, что было готово большое количество нововведений, как например поддержка 16-битных файлов, они появились лишь в версии 2.5.1 в 1993 году. Разработка версии 3.0 по ответственности сравнима с выпуском третьего альбома музыкальной группы, который может как принести успех, так и потерпеть полное фиаско. К счастью, удача была на стороне команды разработчиков, совершивших очередной важный шаг в развитии программы — была разработана поддержка слоёв (Layers). Поддержка слоёв получила всеобщее одобрение и стала одной из ключевых функций программы, переманивших множество художников и дизайнеров на сторону Photoshop. Однако, поддержка слоёв на то время уже не была уникальной. HSC – позже известная как MetaCreations – разрабатывала программу для обработки изображений под названием Live Picture, которая поддерживала такую же технологию. MetaCreations допустили единственную и роковую ошибку – достойная по своим возможностям Live Picture, была выпущена по очень завышенной цене, благодаря чему Photoshop 3.0 оказался на рынке вне всякой конкуренции. В последующих версиях таких глобальных изменений, как например поддержка слоёв, не было, но совершенствование Photoshop планомерно продолжалось. В версии 5.0 были введены возможности управления цветом и панель истории (History Palette), с помощью которой можно было влиять на произведённые пользователем действия, что очень упростило работу. Значительные изменения произошли вместе с выходом версии 5.5, когда в комплекте с Photoshop стала поставляться ещё одна программа – ImageReady, добавившая к существующему функционалу ещё и богатые средства разработки графики для WEB. В шестой версии появились стили слоя (Layer Styles) и расширенные возможности управления текстом. Восстанавливающая кисть (Healing Brush) появилась в Photoshop 7.0. Сегодня и завтра Поддерживая позиции лидера на рынке столь продолжительное время, Adobe не перестает совершенствовать свой Photoshop, который на сегодняшний день входит в состав Creative Suite 2 (CS2), Creative Suite 3 (CS3) и Creative Suite 4 (CS4) и функционально совместим с другими программами этих пакетов. Надо отметить, что некоторую альтернативу Photoshop-у составляют более дешёвые программы, предназначенные для любительского и домашнего использования, к примеру, Paint Shop Pro, который ориентировался на Photoshop многие годы. Но конкурентный рынок только стимулирует развитие компании. В ответ Paint Shop Pro Adobe выпустили бюджетную версию программы, хоть и с урезанными возможностями, но всё же достаточно функциональную — Photoshop Elements. Что же будет дальше? К сожалению, Adobe не выдает всех своих секретов. Photoshop – это драгоценный камень, лежащий в основании Adobe, и аспекты его разработки тщательно скрываются, но изредка компания всё-таки делает намёки. Брайан Лемкин, занимающий пост старшего вице-президента отдела по разработке цифровых изображений и видео, подтвердил предположения о выпуске 64-битной версии приложения (выпущен Adobe Photoshop CS4×64), а также возможную поддержку технологии Apple’s CoreImage, которая существенно увеличит производительность программы. Также разносятся слухи о возможном объединении Illustrator и Photoshop в единое целое приложение. Что бы ни произошло, Томас Нолл продолжит принимать участие в проекте. Хоть непосредственно разработкой Photoshop он уже не занимается, но постоянно держит руку на пульсе событий, продолжая разрабатывать новые версии плагинов Adobe Camera Raw и участвуя в дискуссиях на форумах компании Adobe. Здесь можно посмотреть, как выглядели старые версии Photoshop. А с какой версии фотошоп помните Вы? *** Прикрепления: | |
|
Всего комментариев: 0 | |